Анна Лисичкина (Воробьева)
СЕКСУАЛЬНОСТЬ.
ТЕОРИИ, ВЗГЛЯДЫ, ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДЫ.
Выбор данной темы был очевиден в неотъемлемой связи с периодикой моего собственного развития. Я предполагала, что тема хорошо изучена, и мне останется только сравнить 5-6 разных теорий и взглядов. Как же я ошибалась...
Действительно, тема сексуальности широко представлена в сети, особенно в качестве спекуляции и привлечения интереса клиентов к различным школам и тренингам. Однако, достойной внимания литературы именно в гештальт-подходе оказалось совсем немного, и приходилось вылавливать ее, как частички золота на прииске где-то в Аляске.
Наиболее растиражированной хрестоматией по вопросам сексуальности в гештальт-подходе, конечно, стала книга Бриджит Мартель «Сексуальность, любовь и гештальт». Чуть менее упоминаема — Джозеф Зинкер «В поисках хорошей формы». В этих же книгах есть «сводная» информация по развитию взглядов на данную область человеческого существования. Также весьма любопытным мне показался короткий исследовательский труд В. И. Пищик «Гештальт-подход в терапии сексуальных расстройств // Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века».
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ«Сексуальная потенция, гармоничные сексуальные отношения могут выступать одним из показателей внутренней и внешней согласованности личности человека, его психологического здоровья. Следовательно, секс не может быть только удовлетворением физиологической потребности, в противовес указаниям некоторых публичных изданий». Возьмем за основу этот постулат. Он же, кстати, взят за основу и во всей прочитанной мной литературе. И тогда что получается? Получается — все исследуют сексуальность только в разрезе сексуальных отношений и сексуальных дисгармоний, теории контакта и его прерывания, но только в разрезе отношений с Другим, а не с самим собой. Это, конечно, разумно... но совершенно уводит нас от представлений о том, что человек суть индивидуальность и уникальность во всех его проявлениях, независимо от того, что там у него с сексуальными отношениями.
Из классической литературы (детская психопатология), я знаю, что сексуальность ребенка штука развивающаяся... правда, никто не знает, когда именно она зарождается и ЧТО она такое. В связи с этим, предлагаются взгляды от трансперсонального (сексуальность ребенка зарождается и полностью развивается до зрелого состояния во время беременности и процесса родов), Фрейдистского (сексуальность есть продукт развития ребенка до 12-14 лет, причем основные периоды, заряженные большим количеством энергии — до 7 лет), сугубо медицинского (сексуальность инициируется с появлением половых признаков и угасает в климактерическом периоде, регулируясь лишь определенными комбинациями гормонов и устойчивыми ассоциативными связями между нейронами, являющимися следствием имеющегося сексуального опыта человека). Как уже становится видно — все описывают проявления сексуальности, но никто не задается вопросом ее определения как понятия. Таким образом, и понимается под сексуальностью ну очень много совершенно разных вещей. Чаще всего, сексуальностью называют формы сексуального и полоролевого поведения индивидуума, при этом сексуальность как самоощущение упускается из вида. Отсюда — у нас есть много информации о том, как сексуальность и ее развитие могут быть нарушены, но мало понимания того, что именно нарушается. А это — симптоматический, а не этиологический подход к проблеме.
В моем представлении — сексуальность — форма отношений человека с самим собой, а уже только потом — с другими. Что же является важным в этих отношениях? Способность человека к глубокому принятию себя, я полагаю. Когда в своей работе я затрагиваю сексуальность клиента, а также, когда в работе затрагивается моя сексуальность, я вижу «слепую область», состоящую из крайне однобоких представлений о себе, из смутно осознаваемых принимаемых полярностей, и совершенно не осознаваемых (даже не осуждаемых, не замечаемых в других людях) полярностей.
Подтверждение своим мыслям я увидела в книге Б. Мартель: «Гештальт-подход можно определить как искусство контакта; сам же контакт может устанавливаться в трех направлениях: контакт с самим собой, со своими потребностями, желаниями, страхами, травмами... контакт с другими людьми в области чувств, отношений, в профессиональной сфере... и, наконец, контакт с окружающей средой, обществом, со сферой образования. Этот психотерапевтический метод стремится выявить возможные затруднения в данных типах контакта с целью его улучшения". Однако и здесь сексуальность рассматривается больше как аспекты собственно проявления личности, ее поведения: «Я веду в Парижской Школе Гештальта группы на тему «сексуальность сегодня»; на эти группы может прийти каждый, кто хочет узнать больше о своей сексуальной жизни, разобраться в конкретной проблеме или вдохнуть творчество в свое задремавшее либидо. На этих группах мы уделяем много времени разговору о «наших сексуальностях». Вместо «сексуальности» вообще я предпочитаю говорить о разнообразных формах сексуальности; такая форма слова помогает человеку открыться, сохраняя его право быть самим собой при уважении к другим людям и законам".
Таким образом, изучая литературу, я пришла к выводу, что есть общий взгляд гештальт-терапевтов на сексуальность как контакт и ее нарушения как нарушения контакта. Соответственно, отсюда вытекает сцепка сексуальности с полом, половой идентичностью, полоролевой идентичностью, моралью, понятиями нормы, обязательна связь с сексом и сексуальным поведением и так далее. А также я обнаружила свой взгляд на сексуальность как часть самости человека, энергию, суть которой в поддержании жизни, живости человека, и которая может адаптироваться, трансформироваться в соответствии с внешними проявлениями по мере развития сознания человека и принадлежности его к определенной культуре.
Далее в написании реферата возникла серьезная сложность. Если принимать взгляд авторов книг на сексуальность, то нужно описывать «сексуальные нарушения» и стратегии работы с ними в следующих главах. Честно говоря, смысла в этом я не вижу, потому что они ничем не отличаются от работы с любыми другими видами нарушения контакта с Другими. Если базироваться на своем взгляде, то придется остаться в одинокой позиции исследователя и попробовать проанализировать свою работу с сексуальностью клиентов, а это сложно... сложнее, чем переписывать уже принятые вещи, и очень рискованно.
СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С СЕКСУАЛЬНОСТЬЮЯ осознаю, что пропускаю важный структурный элемент, тему «нарушения сексуальности». Логично, что она должна быть... но и не логично. Ведь, если следовать моему взгляду, сексуальность как таковая не может быть нарушена. Она может только неполностью, нецелостно осознаваться и приниматься. Таким образом, нарушения в ее принятии и проявлении будут сугубо индивидуальными и нет смысла их типировать.
Из собственной работы мне удалось выделить несколько этапов работы с сексуальностью:
- Определение понятия «сексуальность». Что это значит для клиента? Как он это чувствует? Какова сексуальность клиента, как он ее себе представляет?
- Как Другие реагируют на проявления сексуальности клиента? Какие «правила» клиент при этом задает Другим?
- Устраивает ли клиента такое положение вещей?
- Если нет — то что клиент хотел бы привнести в свою сексуальность, чего ему в ней не хватает?
- Работа по интеграции полярностей.
В самой работе важно чередование творческих техник и направленной ассимиляции полученного при этом опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, работа с сексуальностью в гештальт-подходе может идти в двух направлениях — как работа на границе контакта с Другими, и как исследование контакта с собой. В любом случае, сначала необходимо определить, на какой фазе цикла контакта возникают сложности у клиента, и далее продвигаться вперед по циклу контакта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ- В. И. Пищик Гештальт-подход в терапии сексуальных расстройств // Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века /Отв. ред. М.П. Аралова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2001. – С. 106-114.
- Б. Мартель Сексуальность, Любовь и Гештальт / интернет-издание.
- Д. Зинкер В поисках хорошей формы // Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / интернет-издание.